Нормативы законодательства о страховании ответственности автовладельцев на территории России и выезжающих за рубеж
Автоперевозчик,
31 августа 2002 г.
Зеленая карта 1221 просмотр
Начиная с 1 июля 2003 года автовладельцы должны в обязательном порядке застраховать свою гражданскую ответственность. Но будет ли это означать, что при поездках за рубеж им больше не надо будет приобретать так называемую «зеленую карту»?
Ответить на этот вопрос и рассказать, что же такое система «зеленая карта», редакция попросила ведущего специалиста ОАО «РОСНО» Анжелику Тугаеву. Как известно, любая авария влечет за собой множество неприятных последствий для ее участников. И в такой ситуации эффективным механизмом возмещения убытков пострадавшим участникам дорожно-транспортного происшествия является страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Данный вид страхования дает преимущества как пострадавшим, так и виновникам происшествия, поскольку договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств защищает страхователя от материальных потерь в случае необходимости возмещения причиненного им вреда третьим лицам. Огромное социально-экономическое значение данного вида страхования привело к тому, что во всех развитых странах страхование автогражданской ответственности производится в обязательной форме. В 1929 году Австрия впервые в мире ввела систему обязательного страхования ответственности владельцев автомобилей. Автовладельцев обязали страховать свою ответственность за неумышленный ущерб, причиненный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, пострадавших при ДТП. Преимущества системы обязательного страхования ответственности были очевидны: разбирательства по поводу последствий аварий сразу перестали быть предметом забот автовладельцев. Теперь этим занимались страховые компании. В последующие годы обязательное страхование ответственности автовладельцев ввели многие европейские государства — Англия, Бельгия, Германия, Чехословакия. Однако автомобилисты, пересекавшие границу своего государства, автоматически утрачивали действие страховки. В тех же странах, которые признавали полисы страхования ответственности друг друга, тем не менее встречались существенные отличия в законодательстве, что создавало немалые споры при урегулировании возмещения убытков. В связи с этим постепенно назревала необходимость в создании Международной системы страхования ответственности автовладельцев. В 1946 года Подкомитет по автотранспорту Комитета по транспорту Европейской экономической комиссии ООН начал разработку основных положений и принципов функционирования такой системы. Итоги работы этого подкомитета, включая деятельность его рабочих групп по законодательству, были закреплены в рекомендации № 5 от 25 января 1949 года, которая и устанавливала систему международного страхования ответственности. Впоследствии она была закреплена в резолюции ООН № 43 от 5 июня 1952 года, вступившей в силу 1 января 1953 года. Была разработана единая форма полиса — легко узнаваемый бланк зеленого цвета, так называемая «Зеленая карта» («Green card»). Полис «Зеленая карта» давал «зеленый свет» для въезда на территорию государств — членов соглашения. Первоначально участниками системы «Зеленая карта» стали 13 европейских государств, на территории которых на тот момент уже действовало обязательное страхование ответственности автовладельцев. За полвека, прошедшие с момента создания, система «Зеленая карта» претерпела множество изменений и трансформаций. Возрастающие темпы европейской интеграции предъявляли к системе новые требования. Так, с 70-х годов жители стран-участниц «Зеленой карты» уже не были обязаны получать полисы при каждом выезде за границу. Страховой полис, приобретенный у себя дома, действовал во всех странах «Зеленой карты». Приобретать его теперь должны были только граждане государств, не входивших в систему. За прошедшее десятилетие все страны Восточной Европы ввели у себя обязательное страхование ответственности автовладельцев и вступили в систему «Зеленая карта». И только два европейских государства пока остаются вне зоны действия этой системы — это Армения и Россия. Российские страховые компании не имеют права самостоятельно выпускать ее полисы — они заключают соглашения с европейскими страховщиками и продают их полисы, получая за это комиссию. Поэтому российские водители, которые отправляются на своей машине за рубеж, обязаны приобретать полис страхования гражданской ответственности, эмитируемый иностранным страховщиком. Это можно сделать двумя путями: либо купить полис на границе, либо заблаговременно приобрести его в офисе страховой компании. Конечно, перед поездкой можно не утруждать себя визитом в страховую компанию, но тогда вы столкнетесь с необходимостью покупки полиса уже на границе. Там полисами торгуют непосредственно эмитенты «Зеленой карты», не особенно стесняя себя в тарифах — ведь если водитель оказался у пограничного шлагбаума, вряд ли он повернет назад в поисках более дешевой страховки. В зависимости от места и времени пересечения границы, покупка «пограничного» полиса может обойтись в два-три раза дороже. Что же необходимо для того, чтобы российские автомобилисты могли приобрести полис российской страховой компании, который будет действовать на территории стран-членов соглашения «Зеленая карта»? Прежде всего, наличие в стране закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. 25 апреля этого года в России был принят закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», однако вступает он в силу с 1 июля 2003 года. Также необходимо официально признанное Правительством РФ бюро, объединяющее страховщиков для работы в системе. Российское бюро «Зеленой карты» существует с 1997 года, и сейчас в него входят 18 компаний. 5 июля 2002 года на заседании Совета Российской ассоциации страховщиков ответственности владельцев автотранспорта (РАСОВТ) было принято решение, что Российское бюро «Зеленой карты» будет проводить работу, связанную с присоединением России к системе «Зеленая карта», в рамках РАСОВТ. Кроме того, для присоединения к системе «Зеленая карта» необходимы правительственные гарантии беспрепятственного движения валютных средств для осуществления страховых выплат по страховым случаям за границей. И, наконец, предоставление финансовых гарантий Лондонскому бюро, которые, по предварительным оценкам, должны составлять порядка 8 млн евро. Лондонское бюро — это ассоциация национальных бюро стран-участниц и депозитарий Универсального договора. В настоящий момент страховые компании, которые являются членами Российского бюро «Зеленая карта», готовятся к подаче заявки на присоединение России к данной системе — это сбор необходимой статистической, финансовой и иной информации о готовности российского страхового рынка осуществлять страхование автогражданской ответственности не только на территории РФ. По всей видимости, заявка будет рассмотрена уже в мае 2003 года на Ассамблее Совета Бюро «Зеленой карты» в Лондоне.
Вся пресса за 31 августа 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Тенденции, За рубежом
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
6 мая 2025 г.

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 6 мая 2025 г.
Как производятся выплаты по договору союзного страхования при ДТП, рассказали в Белгосстрахе

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 6 мая 2025 г.
На добровольное страхование автотранспорта в Беларуси приходится 19% страховых взносов

|
|
Медвестник, 6 мая 2025 г.
Минздрав анонсировал новые правила взаиморасчетов для медорганизаций и страховщиков

|
|
Република Алтай, 6 мая 2025 г.
Доля доходов из Территориального фонда ОМС в частные клиники снизилась на 30%

|
|
Коммерсантъ онлайн, 6 мая 2025 г.
Сам себе страхователь

|
|
РИА Новости, 6 мая 2025 г.
В ГД предложили обеспечить аллергиков вакциной от аллергии на пыльцу по полису ОМС

|
|
Казахстанский портал о страховании, 6 мая 2025 г.
Страховые премии вырастут, если правительства не примут меры по борьбе с климатическими рисками

|
|
Казахстанский портал о страховании, 6 мая 2025 г.
WTW запускает инструмент мониторинга на основе искусственного интеллекта Radar Vision

|
|
Комсомольская правда-Казахстан, 6 мая 2025 г.
На всякий пожарный случай

|
|
korins.ru, 6 мая 2025 г.
Михаил Мишустин призвал аграриев снижать риски с помощью страхования урожая

|
|
Лента.Ру, 6 мая 2025 г.
Россиян предупредили об одном виде автоподстав

|
|
Business FM Челябинск, 6 мая 2025 г.
Челябинское УФАС возбудило дело по рекламе страховых услуг от банка

|
|
Коммерсантъ-Челябинск, 6 мая 2025 г.
В Челябинске УФАС возбудило дело по рекламе ОСАГО от ВТБ

|
|
Казахстанский портал о страховании, 6 мая 2025 г.
Страховые компании США превосходят своих коллег из Великобритании по уверенности и стратегии в отношении ИИ

|
|
Вечерняя Казань, 6 мая 2025 г.
Экс-сотрудник ЦБ запутался в махинациях «Ак Барс Меда»

|
|
ТАСС, 6 мая 2025 г.
В Запорожской области страховые компании готовы начать работу с бизнесом

|
|
Казахстанская правда, 6 мая 2025 г.
Страховая медицина: вопросы без ответов

|
 Остальные материалы за 6 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|